Задача. Студент за 5 лет обучения сдал 31 экзамен. В каждом следующем году он сдавал больше экзаменов, чем в предыдущем, а на пятом курсе сдал втрое больше экзаменов, чем на первом курсе.
Сколько экзаменов он сдал на четвертом курсе?
Решение.
Пусть а – количество
экзаменов во время 1-го года обучения, b – прибавилось экзаменов во время 2-го
года обучения, c – прибавилось экзаменов во время 3-го года обучения по
сравнению со 2-ым, d – прибавилось экзаменов во время 4-го года обучения по
сравнению со 3-им. По условию a, b, c, d - натуральные числа (целые, >0).
Тогда
Год обучения
|
1-ый
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Количество экзаменов
|
a
|
a+b
|
a+b+c
|
a+b+c+d
|
3a
|
Причем по условию:
a+b+c+d<3a, т.е. b+c+d<2a
a+a+b+a+b+c+a+b+c+d+3a=31
7a+3b+2c+d=31
1) При а=1 получается 3а-а=3-1=2,
т.е. на 2 экзамена больше во время 5-го года обучения по сравнению с 1-ым, но
это противоречит условию увеличения количества экзаменов каждый год (2-й, 3-й,
4-й и 5-й). Значит, а≠1.
2) При а=2 получается:
14+3b+2c+d=31→ 3b+2c+d=17 и b+c+d<4.
Это возможно только при b=c=d=1→3b+2c+d=3+2+1=6
Это возможно только при b=c=d=1→3b+2c+d=3+2+1=6
Эти два условия противоречат
друг другу. Значит а≠2.
3) При а=3 получается:
21+3b+2c+d=31→ 3b+2c+d=10 и b+c+d<6
А) Если b=1, то 3+2с+d=10→ 2c+d=7.
Тогда с=1, d=5 или с=2, d=3. В
этих случаях b+c+d≥6, что противоречит условию b+c+d<6.
Если с=3, d=1, то
Год обучения
|
1-ый
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Количество экзаменов
|
3
|
4
|
7
|
8
|
9
|
Б) Если b=2, то 6+2с+d=10→ 2c+d=4→c=1, d+2. Тогда
Год обучения
|
1-ый
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Количество экзаменов
|
3
|
5
|
6
|
8
|
9
|
В) Если b=3, то 9+2с+d=10→ 2c+d=1, что противоречит условию задачи, что c, d -
натуральные числа. Очевидно, что при b>3
решений тоже нет.
4) При а=4 получается
28+3b+2c+d=31→ 3b+2c+d=3, что противоречит условию задачи, что b, c, d - натуральные числа.
Очевидно, что при а>4
решений тоже нет.
Существуют два возможных
варианта количества экзаменов, в обоих случаях студент сдал 8 экзаменов во
время 4-ого года обучения.
Ответ: 8
экзаменов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий